1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

4.4. Направления участия ОАО «АК «Транснефть» в международных проектах развития трубопроводного транспорта

Проект нефтепровода «Бургас—Александруполис»

Основанием для разработки проекта являлось подписанное 15 марта 2007 года в Афинах Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Болгарии и Правительством Греческой Республики о сотрудничестве при сооружении и эксплуатации нефтепровода «Бургас-Александруполис» (далее — Соглашение).

Реализация проекта нефтепровода «Бургас—Александруполис» призвана была создать новый маршрут, который бы позволил транспортировать нефть из портов Черного моря до порта Бургас (Болгария) танкерами, а затем по нефтепроводу — в порт Александруполис (Греция) с дальнейшей перевалкой в танкеры и транспортировкой на европейские и мировые рынки, что позволило бы снизить объем транспортировки нефти танкерами через перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы.

Учредителями российского участника — ООО «Трубопроводный консорциум «Бургас — Александруполис» являются: ОАО «АК «Транснефть» — 33,34 %, ОАО «НК «Роснефть» — 33,33 %, ОАО «Газпром нефть» — 33,33 %.

В декабре 2011 года болгарская сторона заявила об одностороннем выходе из Соглашения.

13 марта 2012 года совместное собрание Акционеров, Наблюдательного совета и Правления «Транс-Балкан Пайплайн Б.В.» (далее — «ТБП Б.В.») по инициативе российского акционера приняло решение, полностью отвечающее поручению Правительства Российской Федерации по докладу Минэнерго России относительно минимизации расходов «ТБП Б.В.» при сохранении Компании в качестве юридического лица — правообладателя ТЭО проекта нефтепровода «Бургас-Александруполис».

Во исполнение данного решения реализован комплекс мер по приостановке деятельности Компании «ТБП Б.В.» и минимизации расходов. С 01 августа 2012 года прекращены трудовые договоры со всем персоналом Компании «ТБП Б.В.» в России, Греции, Болгарии.

Финансирование дальнейших работ по проекту приостановлено.

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК)

В соответствии с договором от 22 июня 2007 года № 1/251/01/07 ОАО «АК «Транснефть» является доверительным управляющим находящихся в федеральной собственности 24 % акций ЗАО «КТК-Р» и АО «КТК-К» и в соответствии с договором от 09 декабря 2009 года № 01-13/530/565/18/09 доверительным управляющим находящихся в федеральной собственности 100 % акций компаний «КТК Компании» и «КТК Инвестментс Компани» (владеют 7 % акций ЗАО «КТК-Р» и АО «КТК-К»).

Нефтепровод «Тенгиз-Новороссийск» Каспийского Трубопроводного Консорциума (далее — КТК) создан для экспорта российской и казахстанской нефти через черноморский порт. Протяженность трубопроводной системы КТК составляет 1 510 км. Пропускная способность действующей системы КТК — 28,2 млн.тонн нефти в год без применения антифрикционной присадки (АФП).

Акционерами КТК являются: Российская Федерация — 31 % (24 % акций ЗАО «КТК-Р» и АО «КТК-К» и 100 % акций компаний «КТК Компании» и «КТК Инвестментс Компани», владеющих 7 % акций ЗАО «КТК-Р» и АО «КТК-К»); Республика Казахстан (АО «НК Казмунайгаз» — 19 % и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC — 1,75 %) — 20,75 %; Chevron Caspian Pipeline Consortium Company — 15 %, LUKARCO B.V. — 12,5 %, Mobil Caspian Pipeline Company — 7,5 %, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited — 7,5 %, BG Overseas Holding Limited — 2 %, Eni International N.A. N.V. — 2 % и Oryx Caspian Pipeline LLC — 1,75 %.

15 декабря 2010 года акционерами КТК было принято окончательное решение об инвестициях по проекту увеличения пропускной способности нефтепровода «Тенгиз-Новороссийск» и подписан договор «О внесении изменений и дополнений в договор акционеров от 1996 года». Подписанию договора предшествовало издание Правительством Российской Федерации Распоряжения от 13.12.2010 № 2251-р об его одобрении.

В результате реализации проекта расширения КТК пропускная способность нефтепровода будет увеличена в течение 2011-2015 годов с текущих 28,2 млн. тонн нефти в год до 67 млн. тонн нефти в год (с использованием антифрикционных присадок — до 76 млн. тонн нефти в год).

Финансирование проекта расширения будет осуществляться преимущественно за счет собственных средств КТК, поступление которых гарантированно приостановкой погашения перед акционерами задолженности по займам, поэтапным вводом в эксплуатацию объектов расширения и применением принципа «качай или плати». Договор о принципах «качай или плати» подписан всеми акционерами — добывающими компаниями.